«Минувших дней очарованье» - русская поэтесса
графиня Евдокия Петровна Ростопчина
Вихрова Юлия Георгиевна,
ГБОУ школа№ 35
Невского района Санкт-Петербурга
В истории литературы нет тем маловажных и незначительных, ибо, то, что сегодня в ней кажется не заслуживающим внимания, завтра, наоборот, может принести огромную ценность. Мнение, что литературу «делают» только писатели первой величины, давно уже устарело. В истории развития русского художественного слова важны не только писатели первостепенные, но и такие, которые написали всего- навсего несколько стихотворений или рассказов, одинаково способствовавших развитию художественного языка. Примером тому может служить Грибоедов, который всем своим литературным значением обязан единственно своей знаменитой комедии.ГБОУ школа№ 35
Невского района Санкт-Петербурга
В истории русской (да и вообще в зарубежной) литературы нет скачков и не может быть. В ней всё идёт путём постепенного развития, и такие гигантские вершины литературно- художественного слова, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский немыслимы одиноко стоящими. Они неизбежно должны быть связаны друг с другом целым рядом предгорий, горных переходов, спусков и подъёмов. Такими промежуточными звеньями в горной цепи литературного творчества являются писатели и поэты более мелкого веса. Сравнительно ещё недавно критика и история литературы обходила их с пренебрежительным молчанием, а теперь уже никто не думает отрицать целесообразность и пользу тщательного изучения их жизни и творчества.
К числу таких, несправедливо обойдённых критикой, принадлежит и Евдокия Ростопчина. Нельзя было также не усмотреть особого трагизма в её писательской судьбе, в том факте, что она ещё при жизни некоторое время числилась в списке «отошедших в вечность». По крайней мере сама её фамилия никакого сомнения не вызывала. И как тут не вспомнить знаменитые некрасовские строки:
Братья- писатели! В вашей судьбе
Что- то лежит роковое…
Когда приблизительно года два тому назад в издательствах страны стали выходить небольшим тиражом произведения Ростопчиной, ещё в 30-40 годах прошлого столетия довольно популярной и с интересом читаемой, многие, недоумевающе, пожимали плечами и спрашивали. «А разве была такая поэтесса?» Да, была такая поэтесса Ростопчина, хотя никто об этом не подозревал. Это та поэтесса, которая печаталась в лучших органах русской журналистики: «Вестнике Европы», «Москвитянине», «Современнике», «Пантеоне», «Сынах Отечества», «Северном архиве» или в других, рядом с творениями Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Это та поэтесса, которой после смерти Пушкина Жуковский подарил черновой альбом поэта с надписью: «Посылаю вам, графиня, на память книгу, которая может иметь для вас некоторую цену. Она принадлежала Пушкину, он приготовил её для новых стихов, и нее успел написать ни одного. Вы докончите эту книгу его. Она теперь достигла настоящего своего назначения.»
Эта та поэтесса, с которой выдающийся лирик Лермонтов был очень близок и не раз посвящал стихи:
Умеешь ты польстить случайно
С холодной важностью лица
И умника унизить тайно,
Взяв пылко сторону глупца!
Это та поэтесса, в которой Белинский признавал «поэтическую прелесть» и «высокий талант». Это та поэтесса, о которой Языков говорил: «Все стихи, кроме Пушкина и Ростопчиной верно дрянь». Это та поэтесса, о которой Вяземский писал, что «стихи Ростопчиной просто прелесть».
И после такого взлёта и популярности более чем вековое забвение. У нас её не только не перечитывают, но и забыли до такой степени, что и сегодняшнее поколение не слышало и не знает её творчества. Взглянув в энциклопедический словарь и в Большую энциклопедию, вы никакого представления о Ростопчиной не вынесите. В них ей посвящено несколько строчек и перечислены некоторые названия её произведений. В критической же литературе нет ни одной книги, ни одной статьи, где разбиралось бы творчество поэтессы, есть только небольшие упоминания о ней. Таким образом, сетовать приходится не только на читателей, но и на критиков и историков, с мнениями и взглядами которых мы более или менее считаемся.